Евреи в СССР

 


 

«Евреи в СССР»

Непериодический машинописный самиздатский журнал на русском языке. Выходил в Москве в 1972-1979 (20 номеров, объем колебался от 100 до 250 стр.). Основателями и первыми редакторами журнала были активисты еврейского эмиграционного движения Виктор Яхот и Александр Воронель. Журнал был первым изданием еврейского независимого движения, редакторы которого объявили свои имена (до этого периодика еврейского самиздата выпускалась анонимно). Одной из главных целей редакторов журнала (как и большинства его авторов) являлся скорейший выезд из СССР в Израиль, поэтому состав редколлегии обновлялся по мере эмиграции ее членов. В разное время в нее входили Рафаил Нудельман, Илья Рубин, Михаил Агурский, Эйтан Финкельштейн, Виктор Браиловский и др. В журнале имелись следующие разделы: общий, где публиковались статьи, посвященные проблеме национальной идентификации евреев СССР, «Вопросы права», «История», «Хроника», «Воспоминания», «Культурная жизнь», «Письма» (там помещалась переписка евреев-отказников с органами власти и советскими органами печати, а также письма читателей в журнал; так, специальный номер (1975) был целиком посвящен переписке родственников рижского художника Бориса Пэнсона, осужденного на «самолетном процессе» (1970) к 10 годам лагерей, с должностными лицами и с самим заключенным), «Интервью» (среди интервьюируемых, помимо евреев-отказников, были и известные деятели культуры; например, Лариса Богораз отвечала на вопросы о своей национальной самоидентификации, известный православный священник о.Александр Мень делился своими соображениями о взаимосвязи христианства и иудаизма), «Кто я?». Среди известных писателей, печатавшихся в журнале – Наум Коржавин (стихи в №7), Феликс Кандель, Борис Хазанов (рассказы), Нина Воронель (пьеса «Первое апреля», №8») Борис Ямпольский (воспоминания «Последняя встреча с В. Гроссманом», №9). Среди архивных публикаций выделялась работа выдающегося философа Михаила Кагана «Еврейство в кризисе культуры», написанная в 1923 (№8). Много места занимала тема истоков антисемитизма в России и его современной идеологии (в №8 опубликована статья М. Агурского «Русский расизм как мистическое антихристианское явление, в №9 – запись лекции виднейшего антисемита 1970-х-1980-х В. Емельянова «Иудаизм и сионизм», прочитанной в феврале 1974 в одном из московских НИИ).
В мае 1975 против редакторов и распространителей журнала было возбуждено уголовное дело (последний редактор журнала В. Браиловский был арестован и осужден в рамках именно этого дела в 1981, несмотря на то, что издание журнала прекратилось в 1979). Журнал стал центром, вокруг которого группировались активисты Еврейского эмиграционного движения из числа «культурников», и связующим звеном между еврейским независимым движением и правозащитниками (в нем публиковались правозащитные документы, а «Хроника текущих событий» помещала аннотации выпусков журнала и сообщения о преследованиях его редакторов и авторов).
Журнал был полностью репринтно переиздан Еврейским университетом в Иерусалиме (Вып.1-20 // Еврейский самиздат = Jewish samizdat / Иерусалим. еврейский ун-т; Центр по исслед. и документации вост.-европейского еврейства.- Иерусалим, ТТ.4, 6, 7, 10-13, 16, 21, 22.- 1974-1980.- (Евреи и еврейский народ = Jews and the Jewish people)).

Александр Воронель
Социальные предпосылки национального пробуждения евреев

Лариса Богораз
Чувствую ли я себя частью еврейского народа?

 

Вебредактор и вебдизайнер Шварц Елена. Администратор Глеб Игрунов.